22 марта - День Балтийского моря

22 марта

День Балтийского моря

Международный День Балтийского моря отмечается 22 марта по решению 17-й конференции ХЕЛКОМ, состоявшейся в 1986 г. Сегодня Балтийское море – важнейший транспортный коридор, связывающий Россию, Европу и Азию. Экологи утверждают, что коридор этот давно завален мусором и нуждается в очистке. Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара. Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30—50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.

Экологические проблемы Балтийского моря

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики — избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов — ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть — при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Свинец, кадмий, ртуть - все эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха. Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива.

Международная организация "Коалиция чистая Балтика", объединяющая экологов 10 стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи с введением в эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск. "По имеющейся у нас информации, здесь не сформирована необходимая инфраструктура по ликвидации крупных разливов нефти, хотя загружаются танкеры дедвейтом свыше 100 тысяч тонн. Любая серьезная авария способна вызвать полномасштабную экологическую катастрофу для всего нашего региона". Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как открытого моря, так и прибрежных зон. Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение, помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей. Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и разрушением морской экосистемы. В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные изменения в использовании земли и моря. Рост перевозок наземным и морским транспортом, а также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с транспортировкой нефтепродуктов и химикатов. Главные экологические проблемы Балтийского моря и Финского залива обычно связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды, региональное и городское планирование и охрана природы.

Природоохранные меры не будут эффективными, если их принимать отдельно. Экологические аспекты, например, касающиеся почвы, воды и воздуха должны быть неотъемлемой частью процесса принятия решений во всех сферах общества. Чрезвычайную важность имеют экологическое образование и повышение информированности населения по экологическим проблемам. В соответствии с принципом 10 Декларации, принятой в Рио, и с принципами Орхуской конвенции граждане должны иметь право доступа к экологической информации, участия в принятии решений и обращения к правосудию в связи с экологическими проблемами. Балтийское море – уникальный водоём, нуждающийся в защите от разрушительной деятельности человека. Нужно помнить, что последствия наших необдуманных действий могут проявиться только через десятки лет, ведь воды Балтики обновляются очень медленно, и антропогенное влияние на экосистему Балтийского моря может стать бомбой замедленного действия. Страны Балтийского региона столкнулись с серьёзными экологическими проблемами, решить которые можно только при взаимодействии на различных уровнях. Необходимо активное сотрудничество всех стран Балтики, принятие законодательных проектов, защищающих Балтийское море. Необходимо популяризация экологически рационального образа жизни, экологическое образование людей. Главное, не оставаться равнодушными, и тогда есть надежда, что совместными усилиями мы сможем сохранить окружающую среду и научиться жить в гармонии с природой.

None